В большинстве случаев отключение EGR (рециркуляции отработанных газов) вызвано необходимостью, т. к. в процессе эксплуатации автомобиля загрязняется впускной коллектор. Различные примеси образуют смолу, которая оседает на двигателе и клапанах системы.
Это приводит к:
1 снижению общего КПД силового агрегата, наблюдается значительная потеря мощности;
2 увеличению выброса сажи, выхлопная система быстро загрязняется.
Удаление ЕГР и ее программное отключение решают вышеперечисленные проблемы.
ЧТО ТАКОЕ УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ЕГР?
Как известно, сжигаемая в цилиндрах смесь состоит из:
1 воздуха (21 % кислорода и 78 % азота);
2 дизельного топлива, газа или бензина.
В процессе горения образуются вредные для экологии окиси азота. Система ЕГР разработана для понижения выброса в атмосферу этих веществ, наносящих ущерб окружающей среде.
ПРИНЦИП РАБОТЫ
Система ЕГР состоит из:
1 патрубков, присоединяемых к выпускному и впускному коллекторам;
2 привода;
3 клапана.
Последняя деталь является самым главным элементом в EGR. Его работой управляет ЭБУ. В прошивке электронного модуля указаны параметры топливовоздушной смеси для эксплуатации автомобиля в различных режимах.
Если двигатель развивает мощность, приближенную к максимальной, в цилиндры подается чистый воздух. При обычном вождении, не требующем высоких нагрузок, система с помощью клапана строго контролирует соотношение подаваемой в цилиндры смеси и отработанных газов для уменьшения количества вредных выбросов.
КОГДА И ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ОТКЛЮЧЕНИЕ ЕГР?
Работа клапана ЕГР отрицательно влияет на показатели двигателя. При загрязнении системы ее эффективность теряется полностью. В результате происходит выброс еще большего количества вредных веществ в атмосферу. Сейчас даже экологи сомневаются в необходимости установки систем рециркуляции отработанных газов на современные автомобили.
Кроме этого:
1 уменьшается мощность двигателя;
2 увеличивается расход топлива;
3 наблюдается потеря динамики.
Именно поэтому важно своевременно произвести отключение. Специалисты рекомендуют выполнять процедуру удаления ЕГР в обязательном порядке, если пробег авто превысил 100 000 км.
Многие владельцы транспортных средств стараются сделать все самостоятельно, но это не всегда приводит к положительным результатам. Часто в электронных системах происходят сбои.
Чтобы избежать неблагоприятных последствий непрофессионального отключения ЕГР, следует пользоваться услугами специализированных сервисных центров. Опытные мастера заглушат клапан механическим способом и произведут перепрошивку ЭБУ для устранения ошибок и сбоев.
СПОСОБЫ ОТКЛЮЧЕНИЯ ЕГР
Для удаления ЕГР необходима не только заглушка клапана. Потребуются также перепрошивка ЭБУ и установка нового ПО.
Рассмотрим эти стадии сервисного обслуживания автомобиля подробнее.
МЕХАНИЧЕСКОЕ ОТКЛЮЧЕНИЕ КЛАПАНА СИСТЕМЫ ЕГР
Физическое удаление ЕГР делится на несколько этапов.
Тщательно очищаются воздуховоды.
Извлекается клапан. Он располагается между второй и третьей форсунками. К устройству очень сложно получить доступ. Потребуется специальный ключ.
Если старая уплотнительная прокладка перегорела, изготавливается новая. Ее вырезают из асбестового листа.
Производится заглушка.
Для закрытия канала поступления выхлопных газов используется специальная металлическая прокладка с проделанными только для крепления отверстиями.
ПРОГРАММНОЕ ОТКЛЮЧЕНИЕ КЛАПАНА СИСТЕМЫ ЕГР
На этапе программного отключения ЕГР происходит перепрошивка ЭБУ. Эта задача выполняется по-разному в зависимости от марки авто и наличия или отсутствия защиты от перепрограммирования. Если в салоне автомобиля имеется специальный разъем, то инсталляция нового ПО пройдет очень быстро.
Перед тем как выполнить программное удаление ЕГР, специалисты произведут тщательную диагностику двигателя и сопутствующих систем. Это позволит выявить степень загрязнения силового агрегата и сбои в работе.
Получив все необходимые данные, мастера выполнят перенастройку электронного блока управления. Установятся оптимальные параметры. После программного отключения бортовой компьютер навсегда «забудет» о существовании EGR.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ОТКЛЮЧЕНИЯ
Отключение ЕГР и следующее за ним удаление сажевого фильтра приводят к целому ряду положительных результатов.
Во-первых, физическое извлечение устройств и перепрошивка ЭБУ исключат запуск аварийного режима эксплуатации двигателя. Мощность мотора не будет ограничиваться. В турбированных силовых агрегатах главные элементы не будут отключаться.
Во-вторых, отсутствие сажевого фильтра приведет к избавлению от процедуры активной регенерации, сопровождающейся значительным повышением расхода топлива. Возрастет КПД двигателя за счет уменьшения сопротивления в выхлопной системе. Увеличение мощности может достичь 25 %.
При этом продлится срок службы и снизится вероятность выхода из строя силового агрегата. Исключатся протечки моторного масла. Его уровень не превысит максимального значения.
Не стоит забывать, что рециркуляция также увеличивает скорость износа двигателя и пагубно влияет на качество смазочного материала. Именно поэтому отключение ЕГР и удаление сажевого фильтра в большинстве случаев производятся одновременно. Это позволяет раз и навсегда забыть о проблемах, связанных с этими устройствами.
В-третьих, после заглушки клапана двигатель станет гораздо более чистым. Улучшатся его динамические характеристики. КПД силового агрегата дополнительно возрастет за счет отсутствия нагара на стенках каналов, самого клапана и впускного коллектора.
В-четвертых, отключение ЕГР и оптимизация работы выхлопной системы позволят автовладельцам избежать серьезных затрат, связанных с заменой и обслуживанием дорогостоящего оборудования.
К примеру, стоимость установки нового сажевого фильтра может достичь 150 000 р. В наших условиях устройства выходят из строя гораздо раньше заявленных производителями сроков эксплуатации.
Т. к. в пределах России в системе ЕГР и сажевом фильтре нет никакой практической надобности, эти затраты считаются просто неоправданными.
К отрицательным последствиям можно отнести лишь ухудшение экологических показателей автомобиля и невозможность выезда в ЕС.
СТОИМОСТЬ РАБОТ ПО ОТКЛЮЧЕНИЮ И УДАЛЕНИЮ ЕГР
Итоговая стоимость зависит от:
1 марки автомобиля;
2 типа электронного блока управления;
3 сложности получения доступа к плате.
ПРИМЕРЫ КОДОВ ОШИБОК ПО КЛАПАНУ ЕГР :
P0401 Неэффективность системы рециркуляции отработанных газов
P0402 Система рециркуляции ОГ: слишком высокая пропускная способность
P0403 Неисправность цепи датчика системы рециркуляции ОГ
P0404 Сигнал датчика системы рециркуляции ОГ вне допустимого диапазона
P0405 Низкий показатель датчика А системы рециркуляции ОГ
P0406 Высокий уровень сигнала датчика A системы рециркуляции ОГ
P0407 Низкий показатель датчика B системы рециркуляции ОГ
P0408 Высокий уровень сигнала датчика B системы рециркуляции ОГ
P0409 Система рециркуляции ОГ датчик. Неисправность цепи подключения
P0489, P0490, P1437-P1444, P046C и прочие