Катализатор, а точнеекаталитический нейтрализатор начал устанавливаться на автомобили с приходом норм токсичности EURO2 и служит для нейтрализации вредных веществ содержащихся в отработанных газах. Большинство автомобилей оборудованы как минимум двумя нейтрализаторами. Сразу же после выпускного коллектора устанавливается первый т.н. предкатализатор. Внутри него расположена металлическая сетчатая структура с многочисленными вытянутыми каналами. Основной же катализатор установлен немного ближе к глушителю и располагает керамической сеткой. Чем современнее автомобиль и жестче ЕВРО нормы, тем ячеек в сетке больше и, соответственно, стенки тоньше.
На сетку наносится подложка(wash coat) специальной структуры, которая увеличивает площадь контакта нанесенных на нее драгоценных редких металлов платины, палладия и радия с отработанными газами. Именно они и являются настоящими катализаторами.
Внутри каталитического нейтрализатора происходят две противоположные реакции. Углеводороды CHx и оксид углерода CO2 окисляются до воды H2O и углекислого газа CO.
Оксиды же азота NOx, которые образуются при воздействии высокой температуры, распадаются до азота и кислорода соответственно. Оптимальная топливная смесь для данных реакций 14.7 поддерживается благодаря кислородным датчикам.
Катализатор «ходит» около 150-250 тысяч километров, хотя на таких машина как Suzuki Grand Vitara срок службы зачастую равняется примерно 70 000 км. Также есть ряд условий, выполнение которых необходимо для обеспечения заявленного срока службы.
ТОПЛИВНАЯ СМЕСЬ
Для того, чтобы катализатор быстрее вышел на рабочую температуру, в первые несколько десятков секунд после холодного запуска топливная смесь обогащается. Так же, на некоторых автомобилях, включается насос системы подачи вторичного воздуха, который, как следует из названия, подает дополнительный воздух за выпускные клапана, тем самым повышая температуру отработанных газов.
ИЗ-ЗА ЧЕГО ПРЕЖДЕВРЕМЕННО ВЫХОДИТ ИЗ СТРОЯ КАТАЛИЗАТОР?
Соты каталитического нейтрализатора после пропусков зажиганияКатализатор выходит и строя по ряду причин:
1 Слишком высокий уровень масла в двигателе.
2 Повышенный расход масла, который может быть также следствием высокого уровня.
3 Кроме того, необходимо периодически чистить или заменять систему вентиляции картерных газов, т.к. известны случаи, когда «специалисты» приговаривали мотор, а проблема была в клапане ВКГ. В случае его неисправности, «жор» масла может достигать до 2 литров на 1000км, т.к. он буквально высасывается из картера во впускной коллектор. Нагар, образующийся при сгорании масла, соответственно, забьет соты катализатора очень быстро.
4 Пропуски зажигания. В блоках управления двигателем заложена функция регистрации пропусков, которая основывается на замедлении коленчатого вала, что и происходит, когда топливо не воспламеняется. В современных же ЭБУ при регистрации пропусков зажигания отключается форсунка. Это защитная функция, которая позволяет избежать повреждения нейтрализатора, т.к. в противном случае несгоревшее топливо воспламеняется в нем и сплавляет металлические соты, уменьшая пропускную способность.
5 Высокооктановый бензин с присадками.
6 Некачественный бензин с повышенным содержанием серы.
ДИАГНОСТИКА КАТАЛИТИЧЕСКОГО НЕЙТРАЛИЗАТОРА
Речь, конечно же, пойдет не о дизельном двигателе, в котором отсутствует диагностика «ката», а о бензиновом моторе.
За диагностику нейтрализатора отвечает установленный после неголямбда зонд (кислородный датчик). Хотя на автомобиле может стоять два, три и более датчиков (если речь идет о моторах V6, V12, W12 и т.д.), предназначение у них абсолютно разное! Передний лямбда зонд, который установлен докатализатора необходим для корректировки топливной смеси для более точного смесеобразования. Диапазон такой регулировки не должен превышать -10% + 10%, максимальный лимит как правило -25% +25%. Задний же кислородный датчик(-и) вносит небольшую «лепту» в приготовление смеси, но все же больше необходим для диагностики каталитического нейтрализатора!
СИМПТОМЫ НЕИСПРАВНОЙ СИСТЕМЫ:
Код неисправности P0420 или P0430 — низкая эффективность катализатора. Реже P0421, P0422 для моторов V6 с двумя банками цилиндров.
Снижение мощности, в следствии противодавления и как результат позднего угла зажигания.
Запах серы в отработанных газах, т.к. она со временем забивает соты.
Исправный каталитический нейтрализатор не уменьшает мощности автомобиля, в конструкцию двигателя которого не внесены существенные изменения. Например, это более производительная турбина, которая «заталкивает» больше в воздуха в цилиндры, который соответственно должен эти цилиндры в дальнейшем покинуть. Для этого ставят другой т.н. downpipe (дословно, нижнюю трубу) без нейтрализатора и увеличенного диаметра, в основном 76мм.
Забитый катализатор снижает мощность из-за противодавления в выхлопной системе, ухудшает полноту наполнения камеры сгорания готовой топливной смесью, нарушает работу турбонагнетателя и уменьшает его ресурс и т.д.
ЧТО ЖЕ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ?
Есть несколько способов решения проблемы:
1 Установка новых катализаторов. Стоимость одного от 1000 евро. Ставить китайские «девайсы» нет смысла, т.к. ошибка P0420 скорее всего останется.
2 Установка обманки. Работает, но не всегда. В случае с механической обманкой, задний кислородный датчик должен быть исправен.
3 Программное и физическое удаление катализатора (-ов) и задней лямбды.
НУЖНО ЛИ УСТАНАВЛИВАТЬ ПЛАМЯГАСИТЕЛЬ?
Если двигатель оборудован турбонаддувом, то в этом нет большой необходимости, т.к. турбина сама выступает в роли пламягасителя, снижая скорость выхлопных газов. Выхлоп станет едва заметно громче. На атмосферных моторах целесообразность установки данной детали имеется.